После того, как кризис отошел на задний план и отечественные сельхозпроизводители начали оправляться от пережитого, на них обрушилось новое несчастье – дефицит ликвидности. То и дело появлялись новости, что у кого-то не получилось с офертой по облигациям, кому-то не дали кредит на сельское хозяйство, и очередной перспективный проект был заморожен. Чего уж тут говорить о возможности приобрести новое оборудование, или еще больше – о модернизации всего производства! Тут бы аграриям справится с одной задачей – как выжить…

Эксперты утверждают, что самый сложный момент для отечественных сельхозпроизводителей был с октября 2008 г. по февраль 2009 г. Это было время определенности, когда сельхозпроизводители не могли сказать, насколько может измениться покупательная способность. Крестьяне переживали – ведь снижение спроса на сельскохозяйственные продукты напрямую могло повлиять на спрос на сырье со стороны переработчиков.

Вдобавок ко всему, на момент появления финансового кризиса отечественный АПК уже был не в самом лучшем состоянии. Перепроизводство зерна, за которым последовало снижение его цены, и обрушившаяся стоимость молока значительно ослабили аграриев.

Особенно несладко пришлось предприятиям, которые имеют кредит на сельское хозяйство. Зачастую, ими оказывались хозяйства, которые не входили в состав крупных агрохолдингов, и не могли минимизировать риски внутри структуры. А те сельхозпроизводители, которые смогли правильно нивелировать издержки и повысить продуктивность существующих ресурсов, остались на рынке и заняли более достойное положение, чем было до кризиса.

Чтобы минимизировать риск негативных последствий после финансового кризиса, государство решило уделить особенное внимание проблемам АПК. Уже в октябре 2008 года было решено, что банкам выдадут субординированный кредит на сельское хозяйство в размере 950 млрд рублей на 5 лет. 500 млрд рублей из них получил Сбербанк, около 200 млрд – ВТБ, около 25 млрд – Россельхозбанк, и 225 млрд были распределены между остальными банками, которые имеют программы по кредитованию аграрного сектора.

Вдобавок ко всему, были внесены поправки в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В частности, предложено установить компенсации затрат на кредит на сельское хозяйство «в размере 2/3, и/или не менее чем 95%, и/или полной ставки рефинансирования Банка России в российских кредитных организациях». Предоставление средств на покрытие затрат на уплату процентов, а также категории хозяйств, имеющих право на соискание субсидий, определяются государством. В свою очередь, аграрии, опрашиваемые в то время, практически хором заявляли, что банки придумывают массу причин для отказа им в кредите.