Во избежание негативных последствий, возникших в результате финансового кризиса, государство предприняло ряд предостерегающих мер.

В частности, были сокращены квоты на импорт мяса птицы до 952 тыс тонн в 2009 году. Тогда как, в 2008 году это число равнялось 1,2 млн тонн. Гендиректор Росптицесоюза Г.Бобылева считает, что благодаря снижению импортных поставок, внутри страны произойдет стимулирование внутреннего производства птицефабрик. И неблагоприятные условия кризиса никак не могли повлиять на приросты отрасли в целом.

Были понижены квоты и на импорт свинины. В 2008 году было ввезено 700 тыс тонн мяса, а в 2009 – лишь 500 тыс тонн.

Не был оставлен без внимания и зерновой сектор. Были простимулированы закупочные интервенции и увеличился объем их финансирования, за счет чего государство смогло закупить у аграриев 6-8 млн тонн зерна. Также были поднята интервенционная стоимость продовольственной пшеницы 3 класса. В начале 2009 года властями было выделено 10 млн тонн зерна.

С начала действия нацпроекта, многие производители взяли кредит под сельское хозяйство, при этом, не понимая специфику бизнеса до конца. Многие неправильно просчитали соотношение личных средств и тех, которые были выданы как кредит под сельское хозяйство. При этом пропорции могли доходить до 85/15, где 15% были собственные средства. Да и в случае соотношения 30/70, кредит под сельское хозяйство тоже очень труден. Такое соотношение не позволяет предприятию иметь никакого кредита прочности, и оно не сможет выстоять в условиях кризиса. В этом случае выжили лишь те, кто точно знал все подводные камни выбранной отрасли. Однако таких руководителей оказалось не более 10%.

В первую очередь, в финансировании новых проектов было отказано свинокомплексам, мясным птицефабрикам и молочным фермам, в особенности тем хозяйствам, которые в аграрном бизнесе – новички. Из-за того, что ставка на кредит под сельское хозяйство была увеличена в среднем до 30%, увеличились сроки окупаемости проектов. Положение также усугубили и неплатежи со стороны розницы и изменение порядка оплаты поставляемых продуктов. В связи с этим, уже в начале 2009 года отмечалось снижение инвестиций на 10-15% и заморозка уже начатых проектов. Не все, особенно новые инвесторы, были согласны на условия банков.

Нехватка ликвидности повлекла за собой полное сворачивание кредитования сельского хозяйства со стороны коммерческих банков. Сельхозпроизводители могли получить кредит под сельское хозяйство лишь в государственных банках. Причем шанс был лишь у тех проектов, которые уже находились на некоторой стадии реализации. Получить кредит на совершенно новый проект было очень проблематично.

Еще одним важным фактом явилось сворачивание кредитования торговых предприятий. Недостаток оборотных средств способствовал задержкам по платежам поставщикам со стороны ритейлеров, поэтому им пришлось кредитовать торговые организации при дефиците средств.