Эти сады редко встретишь в российской реальности, чаще мы завороженно разглядываем их на фото. Многие считают их стильными и современными, но жить в таком саду пока не готовы.

Однако рискну предположить, что поклонников минималистичных садов будет все больше. Ведь в большинстве случаев эти сады могут быть готовы практически сразу, как только архитектор уйдет с участка. Им не требуется много времени для созревания. Возможно, именно поэтому их так часто можно увидеть на садовых выставках – времени на подготовку нет, они должны производить впечатление сразу.

Модернизм не модерн

Прямоугольная система в планировке самого сада, кубические здания из стекла и бетона, сдержанность в цвете и деталях – вполне узнаваемая картина, которая в некоторых переводных книгах по дизайну сада или интерьеров ошибочно именуется словом "модерн". И если английское modern (современный) действительно применимо к  таким стилистическим вариациям, то в русском языке модерном называют стиль начала XX века, более близкий к немецкому Jugendstil и французскому Art Nouveau. Течения, которые мы рассмотрим в этой статье, появились позднее, и они куда более близки к модернизму и конструктивизму как его части. В современной архитектуре постмодернистские минималистичные стилизации часто носят название hi-tech , порой этот термин "перетекает" и в сад.

Структура

Помимо правильной геометрии и определенного минимализма в этой стилистической группе образов можно отметить отсутствие мельтешения, дроблености, любимой сегодня многими "винегретности" посадок. Это большие (относительно общей обозреваемой площади) элементы, количество которых обычно невелико. Их контуры и формы хорошо читаются. Акценты расставлены не на точечных деталях, а на  плоскостях и их взаимных сочетаниях.

В последнее время можно увидеть ряд примеров, как в эту холодную и жесткую геометрическую архитектуру вдруг врывается естественная составляющая. Например, среди квадратных и прямоугольных жестких модулей вдруг начинает гулять витиеватая, непостоянная по ширине лента посадок или же появляется иллюзия трещины, разлома в правильной регулярной планировке, из которой вырывается фонтан естественной природной растительности. Выглядят такие вставки очень эффектно, но исключительно во взаимодействии с жесткой структурой.
Элементы

Материалы и выполненные из них элементы заставляют нас обратить внимание не на узоры, а на текстуры и фактуры поверхностей, взаимодействие их друг с другом. Соединяется, казалось бы, несоединяемое: стекло и необработанный камень, дерево и хромированный металл. Так, в мощении мы будем любоваться не мозаичным узором, а рисунком кладки однородного материала и его сочетанием с другого типа мощением, текстурой камня, дерева.

Водоемы, как правило, прямоугольные, приподнятые, неглубокие, хорошо отражающие окружение. Движущаяся вода присутствует, но обычно это символическое изображение ручьев каналами типа "лоток", а водопадов – тонкими ниспадающими водяными пленками, переливающимися через идеально ровную кромку. Зачастую немалую роль играет декоративная подсветка. Вообще,  взаимодействия стекло –  вода – свет довольно много, но при этом осветительные устройства аскетичны, минималистичны, порой почти незаметны в дневное время.

Садовая мебель также не привлекает внимание деталями. Именно поэтому здесь не встретишь ковку и деревянную резьбу, но вполне к месту пластиковые плетеные геометричные диваны и кресла в монохромной гамме, металлические столики со стеклянными столешницами и каменные вазоны-параллелепипеды.

Изменения рельефа будут скорее решены не живописными холмами, а ступенчато спускающимися плоскостями, которые обычно выполнены чередованием деревянных деков разной высоты, замощенных площадок и пр. Акцент – на взаимодействии площадей деков друг с другом и с пограничными мощениями, направлении досок при укладке, расположении источников света и ограждений, которые часто легки и прозрачны (стекло, металлические хромированные тросы).

Скульптура в большинстве случаев абстрактная, в ней каждый может увидеть что-то свое. Она несет на себе лишь легкий флер ассоциативности с тем или иным предметом либо явлением, находясь в полной гармонии с окружением по цвету, пропорциям. Часто она намеренно аморфна по своей форме, что противопоставляет ее жесткому линейно-плоскостному окружению. Реалистичное скульптурное изображение с однозначно читающимся образом вряд ли было бы к месту. Вместо искусных вензелей здесь прямые линии, вместо роскоши золота – хромированный металл, вместо барельефов на камне и дереве – любование их текстурой. В последнее десятилетие можно встретить в таких садах и использование габионов. Решетчатые параллелепипеды, которые заполнены разнообразным камнем, имеют самые разные размеры, размер ячеек, цвет.
Растения

На них распространяются те же рекомендации: четкие правильные формы, большие однородные пятна, отсутствие дробности посадок. Если это газон, то не луговой, а партерный, однородный, с заметным по большей части периметра контуром. Стриженые шары и кубы, живые изгороди разной высоты и цвета, взаимодействующие друг с другом, модульные цветники тоже отсюда. Вьющиеся на шпалерах – вполне допустимый вариант, но предпочтение отдается лианам-"стенкам", а не "шапкам", или тем, что расползаются по плоской опоре островками. Шпалеры должны быть выполнены в соответствующей стилистике.

Резко плакучие и жестко вертикальные растения, природные шаровидные формы тоже окажутся здесь весьма кстати. А вот с конусами нужно быть осторожнее, ассоциативно они могут вывести в иное стилевое поле. При всем этом, как ни странно, жесткая структура окружения, прямоугольная в плане и не изобилующая изысканными деталями, очень эффектно смотрится в сочетании с подчеркнуто живописным деревом. Это может быть, например, искусственно выстриженный бонсаи. Возможно, сказывается игра на контрасте: при столь аскетичном окружении живописность растения многократно усиливается. Однако этих элементов должно быть совсем немного, в идеале один, иначе эффект рушится. Кстати, прообраз живописной детали на гладком фоне приводит нас к японским садам. Плакучие ивы и плотные почвопокровные растения, игловидные хвойные и травянистые гиганты с крупными "лопушистыми" листьями, листья ириса болотного и стриженный в виде шара схеноплектус, отражающийся в воде, и лианы, дающие однородную стенку, – все это вполне могло бы быть в таком саду.

Цветные растения сюда также вполне подходят, но без "пестрой ярмарки". Например, пурпурнолистные растения с серебристым камнем, тонированным темным стеклом и металлом дадут интересный эффект. Но этого никогда не получится, если добавить к ним золотистые растения. Здесь как нигде требуются малые по количеству и большие по площади цветовые пятна.

Эта статья продолжает цикл ландшафтного архитектора Александра Сапелина о стилистическом оформлении сада. Первая - "Стиль, стилизация или образ сада".