Российский дефицит зерна обычно наносит серьезный ущерб мировым хлебным рынкам. Запрет Москвы на экспорт зерна в 2010 году вызвал рост цен на пшеницу, а ветераны помнят «великий зерновой грабеж» 1972 года, когда СССР тихонечко скупил 10 миллионов тонн американского зерна. В результате скачок цен вызвал рост инфляции, пишет InoСМИ.ru.

Теперь Россия снова может перевернуть рынок с ног на голову. По информации московской исследовательской фирмы СовЭкон, внутренние цены на зерно в прошлом году выросли вдвое.

Некоторые трэйдеры и аналитики ожидают, что под угрозой возможного дефицита до прихода нового урожая страна пойдет на крупнейший за последние два десятилетия импорт с запада.

Международные торговцы зерном занимаются арифметикой спроса и предложения в то время, как Кремль готовится отменить пошлину на импорт зерна после резкого снижения запасов из-за прошлогодней губительной засухи, в результате которой внутренние цены на пшеницу выросли до рекордного уровня.

«Рынок пока не осознал возможности значительного импорта в Россию», — говорит один швейцарский торговец зерном. Российский дефицит зерна наблюдается в условиях, когда целый Черноморский регион — в который также входят Казахстан и Украина — пострадал от неблагоприятной погоды, и с запасами по-прежнему тяжело. На регион приходится примерно четверть мирового экспорта зерна, и он является ключевым поставщиком в Северную Америку и на Ближний Восток, которые являются крупнейшими мировыми импортерами злаков.

Казахстан, участник трехстороннего таможенного союза с Россией и Белоруссией, был лидирующим экспортером зерна для своих соседей, однако его запасы в конце 2012–2013 ожидаются в два раза меньше, чем в прошлом году.

Международный спрос, как ожидается, будет сохраняться высоким — рост цен на кукурузу и сою привел к тому, что животноводы стали кормить животных пшеницей.

«Мы увидим восстановление мирового производства в 2013–2014, но это будет не очень сильное восстановление, и оно будет амортизировано потреблением», — говорит Эми Рейнольдс, главный экономист Международного совета по зерну в Лондоне.

В России производство зерна в сезоне 2012–2013 составило 37,7 миллионов тонн, это наименьший показатель с 2003–2004, когда урожаи пострадали от плохой погоды, и почти на 10% ниже, чем в 2010–2011, когда Москва ввела запрет на экспорт зерна.

Невзирая на снижение производства, с июля Россия экспортировала 10,5 миллионов тонн пшеницы, что привело к резкому снижению запасов. Запасы, по прогнозам, к концу сезона составят 5,6 миллионов тонн, это самый низкий показатель с 2007–2008 года, когда мир переживал продовольственный кризис и цены на зерно росли.

Трейдеры и аналитики ожидают, что до того, как в июне будет собран новый урожай, Россия обратится к импорту, закупив 1–2 миллиона тонн, причем часть будет поставлена из Казахстана.

Некоторые аналитики полагают, что импорт должен быть выше. «Я не исключаю цифры в 2,5 миллиона тонн», — говорит Ник Хиггинс, аналитик лондонского Rabobank.

Ожидается, что Россия начнет переговоры со своими партнерами по таможенному союзу о приостановлении пошлин на импорт зерна.

Москва надеется отменить пошлину во втором квартале и восстановить ее в июле, когда начнется новый зерновой год, хотя некоторые чиновники хотят, чтобы приостановка продлилась дольше.

Даниэль Хофстад, консультант по управлению рисками в FC Stone, говорит, что объем российского импорта будет зависеть от внутренних цен на пшеницу на момент заморозки импортной пошлины.

В условиях текущих внутренних российских цен импорт американской пшеницы в российский порт Санкт-Петербурга без импортной пошлины выгоден с экономической точки зрения, поскольку в западной части страны цены остаются высокими, говорят трейдеры. Однако, если цены в регионе снизятся, импортного спроса на более дорогое зарубежное зерно не будет.

Уровень импорта будет также зависеть от результатов зернового сезона 2013–2014. Некоторые российские специалисты по зерну считают, что производство вернется к нормальному уровню, что может убедить российского покупателя подождать отечественного зерна, а не покупать более дорогое импортированное.

Дмитрий Рылько из Института конъюнктуры аграрного рынка в Москве говорит, что «есть возможность очень хорошего урожая, но он может оказаться и средним». Он предостерегает, что импорт зерна с запада внезапно может низким: «На крайний случай у нас есть Казахстан и есть Украина. Кроме того, мы можем сократить потребление, а не платить больше за импорт», сообщает "Агро Перспектива".